ТН, ТТН и ЭТрН — в чем разница?
Электронный документооборот давно уже вошел в сферу грузопереперевозок, однако процесс цифровизации еще в самом разгаре и вряд ли завершится в текущем году.
Транспортная накладная / ТН / ТрН — что это за документ, обязательно оформлять или нет?
Транспортная накладная является обязательным документом в перевозках, в которых участвуют грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Если из этой цепочки исключается перевозчик, и отправитель груза осуществляет доставку своими силами или получатель самостоятельно забирает груз, то ТН можно не оформлять.
ТН и ТТН — это одно и то же?
Нет, это разные документы. Оба документа используются и оформляются в процессе перевозки грузов. Поскольку документ ТТН был введен первым, при перевозке груза было необходимо использовать именно его. Позднее была утверждена форма транспортной накладной / ТН. Она введена Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом. То есть оба документа сопровождали перевозку. А еще у них похожи названия, поэтому все их путают.
Транспортная накладная | Товарно-транспортная накладная |
|
|
ТТН отменили в 2013 году. Единственное исключение — этот документ по-прежнему нужен для оформления и сопровождения грузоперевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Даже если перевозка такого груза осуществляется между подразделениями одной компании, ТТН необходима. Если же для перевозки алкоголя используется автомобильный транспорт, то оформляют ещё и ТН. Это именно тот единственный случай, когда на вопрос, нужна ли ТТН при перевозке, следует ответить утвердительно. Во всех остальных случаях сейчас оформляют ТН.
Что такое ЭТрН?
Это электронная / цифровая транспортная накладная, подписанная электронной подписью / ЭП / КЭП. Она является полноценным аналогом бумажного документа, может быть использована для подтверждения заключения договора на перевозку и расходов на услуги перевозчиков.
Вот тут стоит внести дополнительное уточнение в термин ЭТрН, чтобы понимать его так, как понимают операторы / поставщики электронного документооборота и нормативные документы.
Если вы уже достаточно давно обмениваетесь со своим поставщиком / покупателем документами через систему ЭДО и отправляете / принимаете товарную накладную / ТН в формате PDF — то это, на ваш взгляд, ТН, подписанная двумя сторонами и переданная по системе ЭДО — электронная транспортная накладная. Но с точки зрения операторов ЭДО — это не ЭТрН.
Немного из истории ЭТрН
С февраля по октябрь 2020 года Минтранс России проводил эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной, и он был признан успешным. В результате с 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 2200 от 21.12.2020, утверждающее возможность оформлять в электронном виде не только транспортную накладную, но и другие перевозочные документы. Соответствующие изменения были внесены и в Устав автомобильного транспорта Федеральным законом № 336-ФЗ от 02.07.2021.
В январе 2022 года ФНС России утвердила стандартизированную форму электронной транспортной накладной (ЭТрН) Приказом ФНС России от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@.
С 1 марта по 1 сентября 2022 установили переходный период: за это время участники грузоперевозок могли тестировать возможности электронного документооборота, оформляя ЭТрН в удобном для себя формате. А с 1 сентября 2022 года вступает в силу Постановление Правительства РФ № 931 от 21.05.2022, регламентирующее правила обмена ЭТрН и другими перевозочными документами. С этой даты ЭТрН можно оформлять только в стандартизированной форме, утверждённой ФНС — в формате XML.
ЭТрН — как это работает и кто подписывает?
- Грузоотправитель создаёт ЭТрН в формате XML в своей учётной системе, подписывается электронной подписью / ЭП / КЭП и передаёт в систему ЭДО. Данные документа становятся доступными транспортной компании, водителю, а также грузополучателю.
- Водитель принимает груз и подтверждает приёмку, подписывая документ. Подпись водителя в транспортной накладной может быть простой (ПЭП, т.е. логин/пароль).
- Грузополучатель принимает груз, подтверждает приёмку, подписывая документ КЭП.
- Водитель подтверждает отгрузку, снова подписывая документ ПЭП.
- Транспортная компания завершает оформление, подписывая документ КЭП.
По итогу этого процесса у всех участников грузоперевозки имеется ЭТрН со всеми необходимыми подписями.
Согласитесь, достаточно «простой» и увлекательный процесс.
Для справки, ГИС ЭПД — Государственная информационная система электронных перевозочных документов. Посредством направления ЭТрН в эту систему доступ к данным транспортной накладной будет предоставляться ФНС России, МВД России, Минтрансу, Ространснадзору и Минцифры.
В этой цепочке может появиться экспедитор, если компания заключает ещё и договор на экспедиторские услуги, и иные участники перевозки. Всё зависит от сценария в каждом конкретном случае.
Как происходит процесс подключения к обмену ЭТрН через систему САБИ / СБИС читайте в отдельной статье.