Разрешительный режим на кассе при продаже маркированных товаров

Разрешительный режим на кассе — что это такое?

Новые правила продажи маркированных товаров и сроки разрешительного режима прописаны в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944.

Разрешительный режим для ККТ ввели, чтобы блокировать на кассе продажу маркированных товаров, у которых есть проблемы с кодами Data Matrix, истек срок годности или цена не соответствует установленному государством порогу. Кассир просто не сможет выбить чек для просрочки или товара с недействительным кодом. Если всё в порядке, то касса разрешает продажу.

Старый вариант работы без проверки кода маркировки постепенно отменят для всех групп товаров. Честный знак перестанет верить рознице, когда магазин или кафе выводят из оборота код.

Наглядная схема работы с разрешительным режимом и без.

Без разрешительного режима С разрешительным режимом
1. Продавец сканирует код маркировки 1. Продавец сканирует код маркировки, и касса отправляет его в «Честный знак»
2. Касса пробивает чек 2. ЧЗ проверяет код
3. Касса отправляет сведения о продаже оператору фискальных данных (ОФД) 3. Если код не прошел проверку — запрет продажи; если проверка пройдена — касса пробивает чек
4. ОФД информирует «Честный знак». Код маркировки выбывает из оборота 4. Касса отправляет сведения о продаже оператору фискальных данных (ОФД)
5. ОФД информирует «Честный знак». Код маркировки выбывает из оборота

Разрешительный режим по маркировке — сроки перехода
Дата Товар
С 1 апреля 2024
  • Сигареты
  • Пиво и слабоалкогольные напитки в кегах

С 1 мая 2024

крупные торговые сети (50+ магазинов)

  • Упакованная вода
  • Молочная продукция

С 1 сентября 2024

все остальные продавцы

С 1 ноября 2024
  • Упакованное пиво и слабоалкогольные напитки
  • Антисептики
  • Биологически активные добавки (БАД)
  • Обувь
  • Фотоаппараты
  • Шины
  • Одежда
  • Парфюмерия
С 5 февраля 2025 Безалкогольные напитки в пластике, стекле и алюминиевых банках (кроме соков, морсов, нектаров, напитков на растительном сырье)
С 1 марта 2025 Медицинские изделия и кресла‑коляски
С 1 июня 2025 Все безалкогольные напитки в любых упаковках

Разрешительный режим не действует, если:
  • бизнес в удаленном регионе, поэтому касса работает в автономном режиме и не передает чеки в ОФД и систему маркировки онлайн;
  • компания или ИП освобождены от использования контрольно‑кассовой техники (п. 3 ст. 2 54‑ФЗ);
  • продавец продает молоко или квас из цистерн (абз. 8 п. 2 ст. 2 54‑ФЗ);
  • продавец не считается участником оборота маркированных товаров;
  • общепит указывает в чеке не код маркировки, а код товара (GTIN). К примеру, такое послабление действует для заведений, которые торгуют кеговым пивом и слабоалкогольными напитками;
  • товар продают через торговый автомат;
  • товар продают по образцам или онлайн с одновременным выводом из оборота.
Что делать, если код маркировки не прошел проверку?

В момент продажи при возникновении ошибки на кассе вариант только один — объяснить ситуацию покупателю и заменить товар или подобрать альтернативу. Даже если покупатель настаивает, продавать такой товар нельзя: продукция с проблемным кодом маркировки приравнивается к нелегальной. В любом случае касса просто не выбьет чек.

А далее уже разбираемся с причиной возникновения ошибки с кодом маркировки.

Почему «Честный знак» запретил продажу товара Что делать
В госсистеме нет информации о коде маркировки

Попросить поставщика проверить, корректный ли код указан в УПД. Например, нет ли в нем лишних символов.

Либо связаться со службой поддержки «Честного знака»: позвонить на горячую линию, написать на электронную почту, уточнить у онлайн‑консультанта или задать вопрос в «Честном сообществе»

«Честный знак» не получал сведений о том, что код нанесли на товар или ввели в оборот Обратиться к поставщику и узнать, не забыл ли он ввести код в оборот. Для подстраховки проверить несколько товаров из партии, чтобы убедиться, что это единичный случай, а не массовая история
Товар уже продали Уточнить по чекам, пробивали ли сотрудники по кассе товар с таким кодом маркировки, или связаться со службой поддержки «Честного знака»
Цифровая часть кода (криптохвост) не прошла проверку подлинности Связаться со службой поддержки «Честного знака»
Товар просрочен Проверить срок годности не только у проблемного товара, но и у других из той же поставки. Убедиться, что на полках нет просрочки
Цена продажи выше максимальной для алкоголя или ниже минимальной для табака Скорректировать цену в торговой программе

Госорганы запретили продажу товара.

Например, в магазины поступили товары из бракованной партии. Когда это выясняется, «Честный знак» добавляет все коды маркировки из партии в стоп‑лист.

Убрать с полок всю партию

Разрешительный режим для маркировки — как подготовиться и настроить?

Получить специальный токен. Он обеспечит доступ к серверам «Честного знака» при проверке кодов маркировки. Если работаете в СБИС, то программа автоматически при отправке или получении документа с маркированными товарами сгенерирует токен. При необходимости его можно сформировать вручную. Если пользуетесь другим кассовым ПО, необходимо уточнить у разработчика, можно ли получить токен через торговую программу. Если нельзя, ключ доступа придется запрашивать через личный кабинет «Честного знака».

Обновить кассовую программу. В СБИС обновления всегда бесплатные и автоматические. Владельцам магазинов не придется задумываться, актуальная ли у них версия ПО и поддерживает ли она разрешительный режим продажи маркированных товаров. Если работаете в другой программе, инструкцию для обновления нужно запросить у разработчика.


Придется ОТКАЗАТЬСЯ от автономных касс!

Автономные кнопочные кассы, в которые позиции забиваются вручную, разрешительный режим поддержать не смогут. У них нет технической возможности при каждой продаже отправлять запрос в «Честный знак», а также хранить и постоянно обновлять черный список кодов маркировки. В магазинах, которые продают маркированные товары и при этом работают на автономках, нужно вовремя поменять оборудование.

Чем заменить автономки? Напишите нам — kkt@78sbis.ru — предложим варианты


Подготовить к изменениям сотрудников. О новых правилах нужно рассказать кассирам, чтобы невозможность пробить чек не застала их врасплох. В идеале не просто рассказать, а подготовить подробную инструкцию: как действовать, что говорить покупателю, как отрабатывать негатив, кому сообщать о проблемных кодах. Это поможет не стопорить работу и сохранять клиентский сервис на высоком уровне.

Проверять коды маркировки при приемке: тотально или выборочно. Это позволит свести к нулю или хотя бы минимизировать вероятность того, что код не пройдет проверку в «Честном знаке» в момент продажи.

Разрешительный режим маркировки — сбои в работе — что делать?

Сбои на серверах Честного знака, что делать? На случай, если система маркировки столкнется со сбоем, предусмотрена отмена онлайн‑проверки кодов. Продавцы освобождаются от этой обязанности не только на время аварии, но и на 3 дня после ее устранения (п. 7 правил разрешительного порядка при продаже маркированного товара).

В магазине отключится интернет. Можно продолжать продажи и не проверять коды онлайн. На устранение проблемы у продавца есть максимум 72 часа. С 1 марта 2025 года в таких ситуациях обязательно проверять коды офлайн (п. 18 правил). Для безалкогольных напитков и соков офлайн‑проверка станет обязательной с 1 июня 2025 года. Для этого в учетной системе продавца через специальный транспортный модуль будет формироваться и каждые два часа актуализироваться база товаров или кодов маркировки, оборот которых запрещен или приостановлен госорганами. Если вдруг интернет перестанет работать, код нужно будет сверять с последней версией базы.

Нужна консультация?

Мы свяжемся с вами в течение 5 минут.

 

Спасибо за ваше обращение!

 

Рассчитываем, что Вы станете постоянным клиентом и порекомендуете нас друзьям.

 

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Время работы нашего офиса –

с понедельника по пятницу с 9:30 до 18:30 по московскому времени.